Crimea X Run. Второй сезон

crimea-x-run-2016Ультратрейл Crimea X Run 2016. 4 дня, 155 км и более 8000 м набора высоты.

Памяти моего мужа Александра посвящаю

После первого ультратрейла Crimea X Run 2015 незаметно пролетел год. Год тренировок, соревнований, борьбы с ленью и с собой. Надежда, и потеря всякой надежды. И там, за морем слез и тоски, за всем этим «ничего и никуда не хочу», робкое и несмелое ожидание сказки, ожидание встречи и чуда. А зарегистрировалась я еще в апреле, и мы ждали этого вдвоем с мужем, мы хотели снова побывать в Крыму и в Гурзуфе, который так понравился ему. И разве могла я предать наши ожидания.

Первый раз собралась ехать в такую даль одна. Не то что страшно, но очень одиноко. Без привычной поддержки, без самого замечательного болельщика, без лучшего друга. Несколько раз появлялось желание сдать билеты, но все-таки улетела, за неделю до старта, чтобы походить по тем самым местам, где мы ходили вдвоем.

В Крыму в конце сентября вполне еще теплое море. Купалась, вспоминала, бродила по улицам, а они в Гурзуфе через каждые 10 метров. Улицы – проходы, улицы – лестницы, извилистые, как и в Ялте, поэтому заблудиться здесь не сложно. Ходила всё время с навигатором, и даже через неделю всё ещё путалась и уходила не туда. Снова побывала на Демерджи и в «Долине привидений» — это одно из самых красивых мест Крыма. В прошлом году мы с Сашей в этом районе ночевали в лесу. Не заблудились, а просто потеряли тропу, а без тропы там передвижение очень медленное: заросли непролазных колючек и кустов, крутые обрывы, осыпи. Дала себе слово ни под каким предлогом не сходить со знакомого маршрута, ночевать одной в лесу не очень-то хотелось, но всё-таки опять пошла другим путём. Хорошо, что в этот раз благополучно. А в Партените в знаменитом парке санатория «Айвазовское» и в Ялтинском зоопарке я раньше не была, но это чудо. Очень много растений и скульптур, а звери чистенькие и ухоженные, так и хотелось погладить какого-нибудь тигра. Душа начала потихоньку оттаивать от окружающей красоты.

1 октября прилетел Женя Бабайлов из Нижнего Тагила, и мы съездили с ним на разведку в Мисхор, еле-еле нашли жильё, пройдя для этого километров 10, но зато прямо у самого старта, в большом красивом парке. Мы еще не знали тогда, что всё изменится. Поднялись на такси на Ай-Петри, пешком уже не осталось сил, решили поберечь их для соревнований. В последний раз здесь были с мужем в 2011 году. Всё очень изменилось с тех пор: вместо двух кафешек уже 14, и базара этого раньше не было, и мостика над пропастью тоже, а проход к зубцам был бесплатным. Женя набрал кучу сувениров всем родным и знакомым, а я в основном только смотрела, ограничившись двумя магнитиками. Вниз мы спустились уже на канатке.

3-го октября встретили моих девочек: Лену Назмиеву и Таню Хасанову, и все дни соревнований так и жили маленькой дружной командой. Не только соперничали, но и поддерживали, переживали друг за друга. Всё-таки я не одна, есть у меня друзья. А вообще, уральцев в этот раз было много.

4-го октября с утра съездили с Таней и Леной в Массандровский дворец, приобщиться к культуре, а вечером зарегистрировались и получили стартовые пакеты: баулы, футболки, карты, номера. Ужин, брифинг, встреча с друзьями и знакомыми по другим соревнованиям, и с теми, с кем виделись только в интернете. Организация, как и в том году, на высшем уровне, но сюрприз — власти запретили пересекать Южнобережное шоссе, и вместо самых красивых парков у моря все старты были выше. Поэтому, и так непродолжительный, наш сон сократился еще. Но организаторы молодцы, смогли решить все эти проблемы за такое короткое время, и соревнования снова были яркими, запоминающимися, самыми лучшими. Праздник трейлраннинга состоялся, и мы все уже мечтаем о новой встрече!

crimea-x-run-2016-10

5 октября, 1-й день. Гурзуф – Ялта. 38 км, набор высоты 2100 м.

7 утра, выезжаем группами к месту старта в Партизанское. В этом году уже около 150 участников, чуть ли не в 3 раза больше, чем в прошлом.

8.45 — снаряжение проверено, гидраторы и бутылки заполнены, часы и пульсометры в боевой готовности. Обратный отсчет, старт, побежали! На первой половине дистанции подъемы еще небольшие, идем вместе с Леной, и Таня тоже рядом, но на крутом пятикилометровом тягуне все меня обходят. А наверху прохладно, туман, надеваю ветровку. Почва каменистая, а подошва у кроссовок Asics Gel-FujiLyte тонкая, как у марафонок, чувствую каждый камень, и туман уже стекает по очкам, видимость почти нулевая. Долгожданный контрольный пункт. Питание от организаторов идет на ура: пол стакана воды, пол стакана изотоника, в одну руку — кусок арбуза, в другую — горсть винограда, и вперед. Спасибо волонтерам, мы то бежим, нам не холодно, а они все продрогли на ветру.

crimea-x-run-2016-14

Палки очень помогают, в подъем прямо затаскиваю себя руками, со спуска торможу ими, коленям значительно легче. Где-то на спуске обгоняю Таню, они ей труднее даются, хотя и я вниз не лечу, а скорее ползу, боюсь. А внизу снова жарко, но не хочется тратить время, чтобы снять ветровку, соперницы же рядом, в спину дышат. Финишируем возле «Поляны сказок» и зоопарка. Лена первая в нашей группе «мастеров» (т.е. девушек за 45), я вторая, Таня третья. Весь пьедестал у Свердловской области, Урал рулит, ура!

Уютная гостиница «Отдых», пиццерия, короткая прогулка по набережной, мороженое, ужин и награждение в столовой «По-домашнему». Брифинг, классные фотографии, очень лаконичный и красивый фильм о первом дне гонки. Наш веселый и самый лучший ведущий Александр зажигает на протяжении всего дня, сначала на старте и финише, а потом и на награждении.

crimea-x-run-2016-18

Вечерняя Ялта светится тысячами огней, так хочется погулять, но утром рано вставать, времени катастрофически не хватает. Каждый день после финиша надо успеть заселиться в новую гостиницу, поесть, разобрать рюкзак, постирать и высушить вещи, снова собрать рюкзак, и идти на награждение. Пять городов, пять новых мест. Такая у нас цыганская жизнь теперь.

Ночь, короткий сон, где продолжаешь карабкаться в гору, а утром надо собрать все силы, чтобы встать и снова выйти на старт.

6 октября, 2-й день. Ялта – Мисхор. 41 км, набор высоты 2700 м.

Очень трудный, но самый красивый день. Даже бывалые трейлраннеры признались, что было тяжело.

Стартуем в 7.30 там, где вчера финишировали, с «Поляны сказок». Хочется спать, мышцы болят, а бежать сразу в гору, но все равно ура! До свидания, Ялта, нас ждет Мисхор. Погода отличная, а трасса очень живописная: Боткинская, Штангеевская тропа, и Таракташская — чудо природы. Крымские сосны, осины, буйство осенних красок. Необыкновенные полосатые скалы, сложенные из сланца, а в памяти Саша, стоит и машет мне вот на этом камне. Кажется, что и сейчас он болеет за меня, хочется крикнуть: «Привет! Я здесь, я бегу!»

crimea-x-run-2016-49

Подъем очень длинный, забираемся на Ай-Петринскую яйлу и бежим в сторону Большого каньона — это еще одно чудо Крыма. Пробежали по верху, спустились вниз, красота! Я здесь еще не была. Не удержалась от соблазна попить из ручья, вода очень вкусная, трудно оторваться, но надо бежать дальше.

Второй день для меня, как обычно, самый тяжелый. Девчонки мои где-то впереди, я вообще иду четвертая в группе, а тут новый пятикилометровый подъем, круче первого. Жесть! Временами даже откидывает назад, забираюсь в основном на руках, с помощью палок, а тот, кто без них, карабкается на четвереньках. Очень тяжело, и с призовым местом я уже распрощалась. Хочется домой и проспать сутки, но нельзя сдаваться раньше времени. Да и на дереве табличка от организаторов: «Сил нет, но вы там держитесь!» Приходится держаться.

crimea-x-run-2016-26

crimea-x-run-2016-22

Наверху, на яйле, разгоняюсь, хоть и чувствую каждый камешек, бегу, как по раскаленным углям. Обгоняю Свету, обгоняю Таню, но Лена недосягаема. А дальше вниз, вниз, вниз. Палками уже не только торможу, но и рулю на многочисленных поворотах. Последний километр опять в гору, оглядываюсь, боюсь, что Таня нагонит меня здесь, на подъемах она сильнее. Вот и финиш, сюрприз — средняя станция канатки. И вниз мы едем на ней. Мы втроём снова на пьедестале, и места те же, а вот у молодых мужчин смена лидера. Наш уралец и «ТрансУралец» Костя Иванов из Перми вышел на первую позицию. По сумме 2-х дней всего 50 секунд проигрывает ему Кирилл Русин. Вот это борьба!

В Мисхоре красивый парк, знаменитая «Русалочка» в море, пляж в двух шагах от нашего жилья, но побывать мы нигде не успеваем, очень долго бегали сегодня. Останавливаемся в кафе, даже не дойдя до гостиницы, очень уж кушать хочется. Заселяемся в шикарные номера, где для каждого двухместная кровать, ложись хоть вдоль, хоть поперек. Ну не нашли мы здесь ничего попроще. Все мероприятия сегодня в санатории «Ай-Петри», еле-еле успели. А там — шведский стол, огромный выбор блюд, а есть уже не хочется, обидно. Завтра ночной старт, на сон осталось четыре часа всего. Забиваюсь в уголок своей огромной кровати и моментально проваливаюсь в сон, в котором перед глазами бесконечные ленточки разметки.

7 октября, 3-день. Мисхор – Симеиз. 25 км, набор высоты 1400 м.

«Ночной забег». Всего 25 километров, но старт за час до рассвета, в 5.30, а выезжаем уже в 3.45. Правое бедро совсем не могу поднимать, вчера что-то травмировала, передвигая свой баул с вещами.

crimea-x-run-2016-30

Зажигаются 150 фонариков, обратный отсчет, побежали! Кто может. А я пока хромаю, палки вместо костылей. Через километр уже начался крутой подъем, вижу высоко вверху звезды, они двигаются, и приходит понимание, что это наши лидеры, наши «звезды». А внизу целый паровоз светлячков, и на деревьях светоотражающие ленточки. Красиво. И даже в гору подниматься не тяжело из-за этой красоты! Таня сегодня почему-то карабкается сзади меня, Света где-то потерялась, а про Лену я уже и не думаю. На Ай-Петри выхожу как раз во время рассвета, но солнца не видно, оно в тучах, и лишь через несколько минут в просвете появляется его красный фонарь. Забегаем на самые Ай-Петринские зубцы, сегодня бесплатно. Высота 1231 м над уровнем моря, крутой обрыв, и падать о-о-очень высоко. Лучше мы не будем подходить, а издалека полюбуемся великолепными видами: Ялта, Алупка, Симеиз, и даже Гурзуф виден с горой Аю-даг.

Бежим дальше, бонус от организаторов — добавочные километры по яйле. Я то люблю по ровной дороге бегать, но травмированная нога не дает разогнаться, больше похоже на ходьбу, чем на бег. А в небе — радуга, хороший знак! Верчу головой, смотрю по сторонам и за какими-то «зайцами» убегаю с разметки, а вернувшись обратно, не могу понять, впереди или сзади меня сейчас Таня. И снова круто вниз, в Симеиз, через буреломы, по осыпям. Скользко, страшно, а фотографы то не дремлют, караулят нас здесь!

crimea-x-run-2016-32

Финишируем у Симеизской метеостанции, обнимаемся на финише, опять у нас тот же расклад. А Костя с Кириллом финишируют вместе, держась за руки. И соперники, и друзья одновременно. Наш Женя что-то загрустил, тоже травмировался. Мечтает попасть в 30-ку в общем зачете, очень серьезно настроен. Времени сегодня для отдыха больше, заселяемся чуть ли не в первое попавшееся жилье и успеваем все дела сделать до брифинга.

Фотографируемся командой Свердловской области. А Женя Лепёшкин с Дальнего Востока, оказывается, бывший лесничанин. Мы уже в прошлом году с ним здесь встречались.

crimea-x-run-2016-39

Ужин, награждение, хромаю, и ведущий спрашивает, как же я завтра побегу. Ну как-нибудь доберусь до финиша, всего то 50 км, и костыли у меня есть. Сегодня у нас пополнение, прибыли участники однодневного формата. Вместе с ними смотрим опять все фильмы, и идём спать пораньше, ведь завтра самая длинная дистанция, а сил уже почти нет ни у кого. Ночью ничего не снится, проваливаюсь куда-то, и тут же наступает утро.

8 октября, 4-й день. 50,5 км, набор высоты 2000 м.

Заключительный день, самая длинная дистанция. Подъёмов крутых мало, много беговых участков. Это должен был быть мой день, но не судьба. Сегодня хожу даже с трудом, нога совсем не поднимается. Обезболивающие таблетки перед стартом не пью, боюсь усугубить травму, бежать то далеко. Не хочется сходить в середине дистанции в последний день, лучше я потихоньку. Старт в 6.30, но в 4.40 уже выезжаем. Организм не хочет просыпаться, меня шатает от недосыпа. И даже 7-часового сна не хватило, здесь уже сутки надо спать, чтоб помогло. Темно, сильный холодный ветер, а баулы уже сданы. Мерзнем, скучковавшись в уголке, надеваем на себя всё обязательное снаряжение, некоторые даже достали термоодеяла. Кто-то продолжает спать. За полчаса до старта выпиваю гуарану, чтобы хоть как то прояснилось в голове, вроде полегчало.

crimea-x-run-2016-40

10, 9, 8, 7, … Старт! Кто-то побежал, кто-то пошёл, сегодня я в хвосте колонны. Через 2 километра начинается крутой подъём, но он всего один и уже не кажется таким страшным, как в предыдущие дни. Быстро согреваюсь и снимаю всё лишнее. Но на яйле пронизывающий холодный ветер, его потоки даже видно. Надеваю рукава и бандану и решаю пока обойтись без ветровки, она у меня одна на все случаи жизни. Брала в поездку вещей по минимуму, рюкзак у меня маленький, да и не туристка я, не люблю тяжести таскать. Второй день бегу в кроссовках Asics Gel-FujiTrabuco 4 Neutral, у них протектор хуже, но по камням прёшь, как танк, очень комфортные. А палками сегодня пользуюсь, как костылями. Все мои соперники и ежедневные попутчики впереди, я всё время почти одна. Но это меня нисколько не угнетает, как и бесконечная дорога, как и начавшийся ливень. Вдруг появляется какой-то восторг. Холодно, сильный ветер, дождь, вокруг – никого, а я пою.

crimea-x-run-2016-44

Голода сегодня совсем нет, гели уже надоели, только фрукты ем с удовольствием. После 20-ти километров боль неожиданно почти проходит, но бежать всё равно нельзя – скользко, и камни под ногами. И только за 15 километров до финиша начинается хорошая дорога. Выпиваю гуарану, кетанов, зря что ли я его все дни ношу с собой. Теперь уже можно, теперь добегу! Вокруг красивый, какой-то сказочный осенний лес. Дорога однообразная, но мне хорошо! Разгоняюсь всё сильнее и сильнее. Привыкаю к палкам уже настолько, что они становятся частью меня. За 4 дня научилась работать ими по-всякому. Они помогают мне карабкаться в гору, тормозить с крутых спусков, разгружают колени. Палками я рулю на поворотах, сохраняю с помощью них равновесие, легко меняю траекторию, перескакиваю камешки и небольшие брёвна. С ними я чувствую себя, как в 20 лет, когда координация была намного лучше, чем сейчас. А сегодня, в 4-й день, я вообще не снимаю палки, толкаюсь ими даже на равнине, небольших подъёмах и спусках. Как на лыжах: попеременный ход, одновременный. Толчок, четыре шага почти не касаясь земли, снова толчок. Силы не кончаются, я только разгоняюсь, только вошла во вкус. Но соревнования опять заканчиваются, а я хотела бы так бежать и бежать всю жизнь. Сегодня я не в призёрах, Света Малова прибежала 2-й, но нет никакого разочарования. Я хотела получить удовольствие, я его и получила, а остальное – не важно!

На финише меня уже ждёт, переживает за меня моя команда. Все уставшие, но счастливые! С двух сторон скальные стены — это Мангуп-Кале, древний пещерный город. Раздевалки нет, но как-то переодеваемся, едим фрукты и долго ждём трансфера.

Закрытие соревнований в Севастополе, там мы и заселяемся в гостиницу. Только успеваем развесить мокрые вещи и помыться, и уже надо ехать. Ужин, награждение, фуршет. По сумме 4-х дней я осталась на 2-м месте. Лена 1-я, Таня 3-я. Костя Иванов в итоге стал победителем среди мужчин. Женя Бабайлов 32-й, он, по-моему, расстроился, но я считаю, что это очень хороший результат. У него всё ещё впереди, и я ему даже немного завидую.

crimea-x-run-2016-45

Всем вручают медали финишёров, футболки, а призёрам ещё одни здоровенные медали размером с блюдце. А победителям вообще повезло – им теперь тащить домой огромный камень с вершины Ай-Петри. Ну ничего, они же сильные!

Всё заканчивается в двенадцатом часу, а по-нашему это уже почти два. Спать хочется смертельно. Вернувшись в гостиницу, просто скидываем всё с кроватей на пол и проваливаемся в сон.

Спасибо организаторам за этот праздник, за радость общения и соперничества! За то, что показали нам самые красивые места Крыма. Вы опять сотворили чудо, которое останется в памяти надолго. Спасибо волонтёрам за помощь, поддержку и добрые слова! Спасибо фотографам, вы – волшебники!

А утром – прогулка по Севастополю. Там, где мы ходили с мужем всего год назад. Прощаюсь с Крымом, со сказкой, с гонкой и заново – с Сашей. Я всегда буду помнить тебя. Спасибо тебе за эту и все другие наши совместные поездки. За все километры, которые мы вместе с тобой прошли, проехали и пробежали. За 25 лет счастья.

Наш самолёт летит домой, а душа всё ещё там, на Крымской земле, и очень сильно хочется обратно…

Наталья Чужова

Протокол.

Сайт соревнований.

Фотографии Марата Даминова, Станислава Тимохина, магазина «АльпИндустрия» и Татьяны Хасановой.